Coal Trade

Будущее угля. Для большинства стран, которые развиваются, уголь остается единственным источником получения необходимой им электроэнергии и тепла, а также содействует уменьшению их зависимости от импорта нефти. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, уголь - это топливо будущего.

Рост цен на электроэнергию проконтролирует государство
НП "Совет рынка", преемник РАО "ЕЭС" после реорганизации, планируется создать на базе АТС
РАО ЕЭС сообщает о госрегистрации еще одной межрегиональной сетевой компании

КЭС купил РКС

06-02-2006
Промышленный еженедельник

КЭС-ХОЛДИНГ ЗАВЕРШИЛ СДЕЛКУ ПО ПОКУПКЕ 15% ПЛЮС I АКЦИЯ ОАО "РОССИЙСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ" (РКС). И ТЕМ САМЫМ КЭС КОНСОЛИДИРОВАЛИ КОНТРОЛЬНЫЙ ПАКЕТ АКЦИЙ РКС. В 2005 году ФЕДЕРАЛЬНАЯ АНТИМОНОПОЛЬНАЯ СЛУЖБА РФ РАЗРЕШИЛА КЭС ПРИОБРЕСТИ 50% плюс I АКЦИЯ ОАО "РОССИЙСКИЕ КОММУНАЛЬНЫЕ СИСТЕМЫ".
Акции были выкуплены у компаний ОАО "Холдинговая компания "Кузбассразрезуголь" (10%) и ООО "Еврофинанс" (5%). Представители акционеров, продавших свои пакеты акций, останутся в совете директоров ОАО "Российские коммунальные системы" в качестве независимых членов.
ОАО "Российские коммунальные системы" является крупнейшим частным бизнес оператором в российском ЖКХ. КЭС-холдинг рассматривает бизнес в области коммунального сервиса как одно из стратегических направлений.
В начале 2006 года началась консолидация коммунальных активов КЭС и РКС, которая, по планам компании, завершится к июлю 2006 года. Директор КЭС-холдинга Михаил Слободин является президентом РКС. В ближайшее время компания намерена подать новое ходатайство в ФАС - на увеличение пакета акций в ОАО "РКС" до 75%. Не секрет, что после не столь удачной операции по "монетизации льгот" появились опасения, что государство может остановиться в реформе ЖКХ на полпути. Так что нельзя не отметить, что решение КЭС можно рассматривать и как косвенное подтверждение решимости государства довести начатую реформу ЖКХ до конца, не пугаясь непопулярных решений. Хотя, возможно, обойдется без этого.


Батарейки в проект не входят

21-12-2004
"Эксперт"

20 декабря 2004 года.Прежняя концепция свободного рынка электроэнергии признана неэффективной. Новая модель обещает новые сюрпризы россиянам и гигантские взятки чиновникам.

Двадцать четвертого декабря правительство официально объявит о возобновлении реформы электроэнергетики, что может несколько сгладить пессимизм, с которым российский бизнес встречает 2005 год. Тем более что практически весь год реформа топталась на месте, и многие аналитики уже начали говорить о том, что она похоронена навсегда. Стоит признать, что для подобных заявлений были серьезные основания.

Напомним, что, хотя споры о реформе энергетики ведутся уже не один год, начальной точкой практического реформирования отрасли следует считать 26 марта 2003 года, когда Владимир Путин подписал пять законов: "Об электроэнергетике" и "Об особенностях функционирования электроэнергетики в переходный период", законы о внесении поправок в Гражданский кодекс, в федеральные законы "Об энергосбережении" и "О естественных монополиях". Именно они установили основные направления предстоящих реформ и механизмы их реализации. Принятие этих законов позволило энергетикам завершить разработку "Концепции стратегии РАО „ЕЭС России" на 2003-2008 годы", которая 29 мая 2003 года была принята советом директоров РАО. Основными целями реформирования отрасли, согласно этому документу, являются "повышение эффективности предприятий электроэнергетики и создание условий для привлечения частных инвестиций". Стратегия предполагала, что процесс реформирования РАО ЕЭС потребует около трех лет, и к 2006 году из структуры РАО будут выделены все основные субъекты отрасли — генерирующие и сетевые компании, а также системный оператор. После этого потребуется еще года два на окончательное формирование новых компаний и завершение корпоративных процедур. В итоге к 2008 году реструктуризация электроэнергетики должна завершиться, оптовый и розничный рынки электроэнергии будут полностью либерализованы.

Первого сентября 2003 года правительство приняло первое из 49 постановлений и распоряжений, необходимых для реализации плана реформы, - распоряжение N 1254-р о формировании генерирующих компаний оптового рынка электроэнергии, в котором был "поименно" определен состав всех десяти оптовых генерирующих компаний (ОГК). Шесть из них предполагалось создать на базе тепловых электростанций, четыре — на базе ГЭС. ОГК должны быть сформированы из федеральных электростанций и станций, которые в настоящее время находятся в составе региональных АО-энерго, для чего АО-энерго нужно будет разделить на отдельные компании по видам деятельности: генерация, передача электричества и диспетчеризация энергопотоков, сбыт.

В соответствии с этим планом весной нынешнего года была сформирована первая оптово-генерирующая компания. Речь идет об ОГК N 5, в которую входят Невинномысская, Рефтинская, СреднеУральская и Конаковская ГРЭС. После оценки активов новорожденной ОГК Минэкономразвития объявило, что уже в конце нынешнего года она будет выставлена на аукцион по стартовой цене 900 млн долларов. Но надежды подчиненных Германа Грефа не сбылись, поскольку в конце июня премьер-министр Михаил Фрадков неожиданно заявил, что откладывает решение проблемы приватизации оптово-генерирующих компаний, да и вообще проведение всей электрореформы до конца года. Это свое решение премьер не мудрствуя лукаво объяснил необходимостью "еще раз все обдумать". "Нас заблокировали по всем направлениям, — жалуется высокопоставленный чиновник РАО ЕЭС. — И речь идет не только о приватизации ОГК. Например, когда мы пытались продавать наши миноритарные пакеты по три-пять процентов акций в некоторых АО-энерго, Росимущество всегда категорически выступало против таких продаж".

Энергетика все-таки будет частной

Вряд ли стоит упрекать Михаила Фрадкова в излишней осторожности, ведь на повестке дня стоял вопрос о способе приватизации ОГК, а это затрагивает интересы крупнейших российских компаний. Дело в том, что первоначальный вариант приватизации ОГК предусматривал схему, согласно которой каждый владелец акций РАО ЕЭС должен получить пропорциональный пакет в новых ОГК. Это решение, естественно, вызвало активную скупку акций РАО, что, кстати, позволило менеджменту энергохолдинга с гордостью рапортовать о неуклонно растущей капитализации компании. Однако когда пришло время расплачиваться по счетам, то есть принимать окончательное решение о передаче энергоактивов акционерам-частникам, энтузиазма у реформаторов заметно поубавилось. По всем раскладам выходило, что править бал в энергетике будут не западные стратегические инвесторы, о которых мечтал главный идеолог энергореформы Анатолий Чубайс, а старые знакомые — МДМ, "Газпром", "Базовый элемент", ЮКОС, "ЛУКойл", "Интеррос", СУАЛ-холдинг. Казалось бы, чем наши крупнейшие компании хуже западных? Ответ прост: тем, что именно они, как правило, являются и крупнейшими потребителями электроэнергии. А это значит, что вместо свободного конкурентного рынка электроэнергии мы с большой вероятностью получим энергетику, в которой крупнейшие компании будут сами себе продавать энергию по демпинговым ценам, а "электрические" убытки компенсировать за счет повышения тарифов для населения. Поэтому весной-летом нынешнего года в правительстве начали появляться альтернативные схемы приватизации ОГК: продажа на аукционах только за деньги или "смешанная" схема — за акции РАО ЕЭС и за деньги одновременно. Понятно, что ни один из этих вариантов не устраивал потенциальных приобретателей ОГК, и можно себе представить, насколько сильное давление испытывали правительственные чиновники.

В конце концов было найдено асимметричное решение: объединить все гидроэлектростанции в одну ОГК (раньше планировалось создать четыре гидро-ОГК), которая будет контролироваться государством. Такая структура в принципе способна занять доминирующие позиции на рынке электроэнергии и за счет своего влияния не допускать манипулирования ценами и рынком со стороны частных энергетических компаний. После того как создание единой государственной гидро-ОГК было одобрено правительством и поддержано руководством РАО ЕЭС, вопрос о способе приватизации ОГК практически потерял свою остроту.

Было найдено решение и еще одной потенциальной проблемы. Дело в том, что российские холдинги — будущие хозяева генерирующих компаний несколько раз публично заявляли, что после приватизации ОГК они обменяются друг с другом некоторыми электростанциями, чтобы сформировать наиболее удобные для себя конфигурации ОГК. Другими словами, речь шла о возможности возникновения энергетических монополий, как на региональном уровне, так и по "топливному" принципу ("Газпром" забирает себе станции, работающие на газе, нефтяные компании — "мазутные" электростанции, производители алюминия усиливают контроль над гидрогенерацией). Чтобы не допустить этого, правительство занялось разработкой системы мер, обеспечивающих неизменность конфигурации оптовых генерирующих компаний на ближайшие годы.

Как результат, 8 декабря на заседании Совета по конкурентоспособности и предпринимательству, который возглавляет премьер, было объявлено, что ОГК будут приватизироваться, а платежным средством при покупке будут только акции РАО ЕЭС. 23 декабря на своем заседании правительство должно официально подтвердить это решение, и, скорее всего, так оно и произойдет. Кроме того, планируется подтвердить решение о ликвидации РАО "ЕЭС России" к концу 2006 года (оно будет реорганизовано путем пропорционального разделения акций между всеми акционерами компании) и объявить запрет на изменение конфигурации ОГК.

Чубайс против рынка

Принцип, котором руководствовался Михаил Фрадков, принимая решение на полгода притормозить реформу электроэнергетики (любая срочная проблема решается сама собой, если к ней не прикасаться достаточно долгое время), прекрасно оправдался еще в одном аспекте реформы. За это время руководство РАО ЕЭС существенно изменило свои взгляды по важнейшему вопросу — концепции свободного рынка электроэнергии.

Напомним, что свободный рынок электроэнергии начал работать в России 1 ноября прошлого года в соответствии с постановлением правительства от 24 октября 2003 года "О правилах оптового рынка электрической энергии (мощности) переходного периода". Этим же документом всем энергетическим компаниям разрешалось продавать на свободном рынке от 5 до 15% всей вырабатываемой электроэнергии.

Первые итоги функционирования свободного рынка обнадеживали: в ноябре-декабре 2003 года рыночные котировки цен на электроэнергию стабильно снижались. Особенно сильно упали рыночные цены после того, как в середине декабря 2003 года на свободный рынок вышел "Росэнергоатом". Правда, к концу нынешнего года цены начали расти, поскольку на рынок выходит все больше покупателей, а объем предложения энергии ограничен законодательно. Тем не менее по итогам года цена электроэнергии на свободном рынке была в среднем почти на 16% ниже тарифов, утвержденных государством.Похоже, что именно это обстоятельство заставило руководителей РАО ЕЭС заявить, что свободный рынок не оправдывает их надежд. Во всяком случае, в материалах, подготовленных к уже упоминавшемуся заседанию Совета по конкурентоспособности и предпринимательству 8 декабря, отмечается, что "действующий оптовый рынок электроэнергии не решает ряда существенных задач". А именно: наличие у покупателей выбора, где по какой цене приобретать электроэнергию — на свободном рынке или по гостарифам, "приводит к значительным убыткам генерирующих компаний из-за недоплаты мощности".

Другими словами, как только цена свободного рынка повышается, покупатели с него убегают. При таком положении вещей невозможно определить реальную цену электроэнергии и ее перспективную динамику, что отпугивает инвесторов. Между тем вся реформа энергетики как раз и затевалась для того, чтобы привлечь в отрасль инвестиции.

Казалось бы, проблема должна решиться сама собой после отмены в 2007 году государственного регулирования тарифов — тогда потребители потеряют возможность убегать в регулируемый сектор и "невидимая рука рынка" будет работать в полную силу. Однако этот сценарий реформаторов почему-то не устраивает. Возможно, потому, что в российской энергетике сохраняется избыток мощностей и даже после полного освобождения рынка существенного повышения цен на электроэнергию может не произойти. Между тем именно кардинальное подорожание электроэнергии команда Анатолия Чубайса считает главным условием привлечения инвестиций. Если же нынешняя модель рынка к этому не приводит, от нее нужно отказаться. О чем и заявил г-н Чубайс 8 декабря: "Распространение свободного рынка связано с большими финансовыми, тарифными и технологическими рисками. Кроме того, сам оптовый рынок не способен создавать стимулы для инвестиций в энергетику, хотя это является одной из задач реформирования энергетики".

Правильный рынок

На смену концепции свободного рынка электроэнергии РАО "ЕЭС России" выдвигает модель энергорынка, основанную на двусторонних договорах двух типов. Договоры первого типа будут регулироваться государством. При этом за каждым крупным потребителем энергии — производственной компанией или оптовым перепродавцом — будет закреплен определенный набор электростанций-поставщиков. В набор поставщиков будут входить электростанции разных типов (тепловые, причем работающие как на газе, так и на мазуте и на угле, ГЭС, АЭС), чтобы все потребители находились примерно в равных условиях. Договоры второго типа будут заключаться потребителем электроэнергии самостоятельно, с любым понравившимся ему поставщиком по договорным ценам.

"Основой рынка при этом будут регулируемые двусторонние договоры, в которых будут зафиксированы обязательства участников на период от трех до семи лет, — говорит председатель правления некоммерческого партнерства „Администратор торговой системы" (АТС) Дмитрий Пономарев. — Цена электроэнергии для покупателя в таких договорах будет формироваться как средневзвешенная тарифов поставщиков, определенных для него органами государственного регулирования. Остальные — конкурентные двусторонние договоры — будут заключаться по свободным ценам и учитываться на рынке „на сутки вперед", как это происходит сейчас. Принципиальное отличие от действующей сегодня модели состоит в том, что сейчас, если покупатель не приобрел электроэнергию в регулируемом секторе, он может купить ее по гарантированному тарифу в конкурентном секторе. В новой модели ему гарантируется лишь объем поставки в рамках двустороннего договора. А весь некупленый объем участники будут добирать на рынке. При этом предполагается постепенное сужение доли двусторонних договоров и предоставляется возможность выхода из этого сектора на свободный рынок. Однако права вернуться назад, в договорную систему", у участников уже не будет".

Очевидно, что принципиально важными в новой схеме рынка станут три момента. Первый — это цены на электроэнергию, которые государство будет устанавливать в долгосрочных регулируемых договорах. В общем случае планируется устанавливать цену электроэнергии на уровне сегодняшних тарифов с ежегодной индексацией в соответствии с уровнем инфляции. Особые условия ценообразования предполагаются для двух категорий потребителей электроэнергии. К первой относятся энергоемкие предприятия, для которых стоимость электричества является критическим фактором поддержания эффективности собственного производства. Для них условия договоров будут определяться на длительный срок (пять-семь лет), "чтобы предоставить им разумное время для консолидации ресурсов и внедрения новых технологий, обеспечивающих эффективное функционирование при новых ценах на электроэнергию".

Вторую особую категорию составляют энергосбытовые организации, поставляющие электричество населению. Для них цена договоров будет на уровне предельных тарифов на электроэнергию, установленных государством для населения.

Второй важный вопрос — на какой срок будут заключаться регулируемые договоры. Сейчас в высказываниях разных специалистов звучат различные сроки — от трех до семи лет. Кроме того, неясно, будут ли эти сроки одинаковыми для всех потребителей или для "особых" категорий они будут подольше (семь лет), а для обычных потребителей — покороче (три года). Возможно, 23 декабря правительство сможет дать ответы на эти вопросы.

Но главные страсти неизбежно разгорятся вокруг вопроса о закреплении поставщиков за потребителями. Ведь одно дело, если, например, за "Русским алюминием" закрепят Саяно-Шушенскую ГЭС и пару-тройку близлежащих тепловых электростанций. И совсем другое, если в число его поставщиков попадут, скажем, какая-нибудь из кавказских ГЭС и, например, Смоленская ГРЭС. В этом случае и цена энергии окажется повыше (за счет сетевого тарифа), и организационные издержки несравнимо больше.

Так что вопрос распределения поставщиков электроэнергии вполне тянет на важнейший вопрос 2005 года. Страшно даже представить, сколько взяток получат чиновники Федеральной тарифной службы (именно это ведомство будет распределять электростанции). И уж совсем невозможно прогнозировать, какую конфигурацию энергетики мы в конце концов получим в результате честного чиновничьего распределения. Энергетическая реформа сулит россиянам еще много беспокойств и сюрпризов.


9-ый Петербургский международный экономический форум, 14-16 июня 2005, С-Петербург

14-06-2005


14-16 июня 2005
9-ый Петербургский международный экономический форум
Организаторы: Совет Федерации Федерального Собрания РФ и Совет Межпарламентской Ассамблеи государств - участников Содружества Независимых Государств
Место проведения: С-Петербург, Таврический дворец

- Структурные реформы и инновационное развитие экономики
- Перспективы сотрудничества в Арктике
- Проблемы сохранения окружающей природной среды Арктики
- Укрепление сотрудничества в Баренцево-Евроарктическом регионе - насущное требование времени
- Королевство Норвегия - Российская Федерация: перспективы сотрудничества
- Региональный аспект сотрудничества России и ЕС. Опыт и перспективы
- Современные проблемы природопользования Международное совещание
руководителей геологических служб ведущих стран мира по обсуждению международных проектов в области недропользования
- Выставка «Страны СНГ и федеральные округа России - на путях эффективной экономики»


РИА Новости
Уралпресс
Ведомости
Финмаркет
Бизнес
ИА Dailystroy
Газета
Профессиональный журнал
BusinessWeek
Электро-info
ВЕСТИ-24
Удмуртская правда
ВЕСТИ-ТЭК
Business
Интерфакс
Коммерсантъ
Промышленный еженедельник
Прайм-ТАСС
РБК
RBCDaily
Время новостей
Росбалт
M&A Comments
Информационный центр реформы ЖКХ
Профиль
Ведомости
МФД-ИнфоЦентр
Эксперт
Энергетика и промышленность
АКМ
СКРИН
The Russian Investment Review
Коммерсант - Деньги
Деловой экспресс
ИА REGNUM
Росбизнесконсалтинг
РБК Daily
Energy and Commodities Digest
Молва
Волжская коммуна
Бизнес-класс

| Главная | О нас | Статьи | Продукция | Документы | Партнеры | Сделать Заказ | Контакты