Coal Trade

Будущее угля. Для большинства стран, которые развиваются, уголь остается единственным источником получения необходимой им электроэнергии и тепла, а также содействует уменьшению их зависимости от импорта нефти. На сегодняшний день, по оценкам экспертов, уголь - это топливо будущего.

Первый заместитель генерального директора МРСК Северо-Запада возглавил СД Комиэнерго
Акционеры "Комиэнерго" избрали новый совет директоров
Совет директоров РАО "ЕЭС России" планирует уточнить принципы кредитной политики компании

Интервью с генеральным директором ЗАО «КЭС» Михаилом Слободиным

19-05-2005
Энергорынок, май 2005 года

ЭР: Михаил Юрьевич, какова, на Ваш взгляд, взаимосвязь между реформой энергетической отрасли и реформой ЖКХ? Могут ли два таких масштабных процесса идти одновременно?

- Реформа энергетики и реформа жилищно-коммунальной сферы не только могут идти одновременно, но и должны быть синхронизированы по времени и по шагам. Реформа энергетики своим логическим продолжением имеет реформирование коммунальной сферы и во многом обуславливает ее. И если преобразования в энергетике идут в целом по сценарию, и уже видны их первые результаты и перспективы для инвесторов, то реструктуризация коммунальной сферы только началась и явно пробуксовывает по ряду объективных и субъективных причин.

Продемонстрируем реальные взаимосвязи между двумя отраслевыми реформами на примере рынка тепла. Создание территориально-генерирующих компаний (ТГК) как субъектов рынка электроэнергии является прямым следствием реформы энергетики. ТГК (основой которых являются ТЭЦ) – составляют примерно 35-40% всего рынка тепла в России, а одним из основных потребителей тепловой энергии ТЭЦ выступает коммунальный сектор. ТГК начинают активно выходить на рынок, работать в области теплоснабжения с потребителем, расширять свой сбыт, в том числе в коммунальном секторе. Соответственно без реформирования жилищно-коммунальной сферы никакого эффективного взаимодействия, роста продаж, изменения во взаимоотношениях субъектов рынка тепла и электроэнергии не будет. Это одно направление взаимосвязей.

Есть и другое направление – проблемное. В настоящее время наблюдается уменьшение числа потребителей ТЭЦ, стремящихся найти альтернативные источники тепла, поскольку оборудование станций изношено, а тарифы достаточно высокие и продолжают расти. Единственная возможность сохранения ТЭЦ – это инвестиции в модернизацию технологии и инфраструктуру. Однако обеспечить эффективную модернизацию генерации на ТЭЦ, чтобы потом потерять значительную часть тепла при транспортировке и распределении в коммунальном секторе, крайне расточительно. Потребителю все равно придется оплачивать неполученные услуги по теплу за счет серьезных потерь при транспортировке и, конечно, будет искать альтернативные варианты.

Сегодня во всех регионах остро стоит проблема недофинансирования системы теплоснабжения коммунальной сферы. Она настолько неэффективна, что наведение элементарного порядка и реализация минимальных инвестиционных программ улучшит ее состояние на 30-40%. Более эффективное потребление тепла не сократит сбыт для ТЭЦ, скорее наоборот, снижение удельной стоимости тепловой энергии позволит развивать этот рынок, увеличивая доступность услуг по поставкам тепловой энергии. Нужно лишь, чтобы интересы обеих сторон – и продавца, и потребителя - представляли реальные рыночные субъекты. Разумеется, снижать тарифы в такой ситуации невозможно. Но если процесс модернизации системы теплоснабжения начать сейчас, то через несколько лет мы получим позитивный тренд на уменьшение цен.

Если будут приняты правильные законы о теплоснабжении и о принципах регулирования тарифов в ЖКХ, то появится возможность серьезной оптимизации затрат на теплоснабжение у населения, а также у предприятий среднего и малого бизнеса.

ЭР: Вы считаете, что взаимосвязь между процессами модернизации оборудования в энергетике и ЖКХ существует?

Реальность сегодня такова, что только взаимоувязанная модернизация оборудования в энергетике (ТЭЦ) и в коммунальном секторе (транспортная инфраструктура по теплу) способны воспрепятствовать росту тарифов. Без модернизации инфраструктуры коммунального сектора и инвестиций, которые станут ее результатом, полноценная реформа электроэнергетики невозможна - или ее итоги будут неудовлетворительными, как для населения, так и для новых субъектов рынка электрической и тепловой энергии.

В целом реформа электроэнергетики не даст реального результата в части повышения эффективности теплоснабжения потребителей без соответствующих изменений в коммунальном секторе.

ЭР: Можно ли утверждать, что сегодня в жилищно-коммунальной сфере уже есть серьезные частные инвесторы?

- Сейчас в ЖКХ уже работают несколько крупных компаний, например, существуют проекты Интерроса, РАО «ЕЭС России», Альфа-групп, НРК, КЭС-Холдинга, есть несколько региональных компаний, но, по сути, команды профессиональных менеджеров ЖКХ только формируются. Сильные игроки федерального уровня появятся лишь тогда, когда мы перейдем от так называемого этапа экстенсивного освоения территорий к этапу реального инвестирования. Между этими этапами есть достаточно большой временной лаг – как минимум полтора-два года. Все игроки понимают: на этот рынок нужно входить, ориентируясь на дальнюю перспективу. Дело в том, что сектор ЖКХ сегодня находится в тяжелом состоянии и, чтобы поднять отрасль необходима четкая стратегия и значительные финансовые вложения. Кроме того, любая компания, работающая в ЖКХ, сегодня несет еще и очень серьезные репутационные риски - если результат ее работы оценивается как негативный, это наносит серьезный урон репутации всех бизнесов компании.

ЭР: Как Вы считаете, не сложилась ли сейчас такая ситуация, когда компании, заходя в сектор, хотят «снять сливки», т.е. получить в управление или приобрести на короткий срок лишь стабильно работающие объекты?

- На самом деле стратегическому инвестору достаточно сложно взять в аренду объекты, где нет особых проблем. Ведь если проблем нет, то и инвестор не нужен, местные власти сами справляются.

На сегодняшний день отсутствие объектов для продажи - ключевая проблема для привлечения инвестиций в сферу ЖКХ, активы в которой пока не сформированы должным образом. Данный сектор в отличие от «большой энергетики» просто не готов принять значительные объемы инвестиций. Каждая компания, которая приходит на этот рынок, начинает с формирования активов, поскольку в таком виде, как они существуют, объекты неликвидны. Прибавьте к сказанному не зарегистрированные права собственности на объекты, сложившуюся непрозрачную систему отношений, серьезнейшую проблему с кадрами. Поэтому на первом этапе инвесторы вынуждены заниматься «упаковкой» этих разрозненных и неструктурированных активов.

Если власти хотят ускорить и упростить переходный период при реформировании ЖКХ, также снизить социальные последствия и риски для населения, следует способствовать формированию активов, максимально упрощая и ускоряя бюрократические процедуры и уменьшая их число.

ЭР: Каких шагов, способствующих повышению эффективности работы отрасли, ожидают частные инвесторы от федеральных и муниципальных структур?

- От федеральных властей инвесторы, в первую очередь, ждут адекватного законодательного обеспечения процесса реформирования ЖКХ, четкого тарифного регулирования, окончательного решения вопросов по дотациям и льготам, прозрачности бюджетных отношений, т.е. четких и понятных правил игры, доведения принятых принципиальных решений до логического конца. Жесткий контроль выполнения принятых принципиальных решений на федеральном уровне обеспечит их выполнение и на региональном уровне.

От муниципальных властей частные компании ждут определенности в вопросах, касающихся права собственности на объекты, в частности, долгосрочной аренды, покупки, акционирования и т.п. Кроме того, для эффективной работы необходима прозрачная и прогнозируемая тарифная политика.

ЭР: Если сейчас объекты для инвестирования отсутствуют, то какова, на Ваш взгляд, перспектива реформы?

- Перспектива есть, поскольку реформа пока проходит подготовительный этап (он продлится полтора-два года). На данный момент действительно нет объектов для инвестирования с адекватной возвратностью и гарантиями вложений, предпосылки для создания совершенно новых компаний в коммунальном секторе пока формируются, структурируются объекты, налаживаются отношения с властями. Первые три-четыре месяца подготовительного периода уходят на структурирование активов, поиск ответов на различные вопросы, а потом начинается операционная работа. Полгода или даже год понадобится на отстраивание процедуры, связанной с текущей операционной деятельностью и ее оптимизацией. В течение этого года компания выясняет особенности региона, получает определенные навыки, отрабатывает технологии, устанавливает отношения с властями, при необходимости меняет кадровый состав.

К концу первого года операционной деятельность инвесторы начинают задумываться о реальных вложениях в конкретные проекты, детали которых они уже успели проработать и понять.

Описываемый «инкубационный» период длится полтора-два года еще и с учетом фактора сезонности. Вкладывать средства в объекты ЖКХ нужно ближе к весне, чтобы успеть развить объект до зимы, в противном случае начальный этап может затянуться до трех лет. К сожалению, более коротких сроков не бывает. Кроме того, большинство инвестиционных проектов, предлагаемых властями региона, как правило, не выдерживают серьезной критики.

ЭР: Интересен ли российский ЖКХ западным инвесторам, в частности стратегическим?

- Постоянно растущий рынок всегда привлекателен для инвесторов, а ЖКХ - это сфера, где бизнес будет развиваться очень активно. Очевидно, что существующие низкие тарифы на коммунальные услуги дают серьезный запас роста для отрасли. В настоящее время уровень цен достаточно низкий, но он постоянно повышается.

Кроме того, в российском ЖКХ есть огромный потенциал энергосбережения. Если сравнивать одинаковые объекты, находящиеся, например, в России и Канаде (стране, где климатические условия максимально приближенные к отечественным), то наш объект будет в три-четыре раза более энергозатратным. Ну и, конечно, западных инвесторов в ЖКХ России также привлекает огромный потенциал рынка сбыта новых технологий.

Однако все, что может привлечь инвесторов, может и оттолкнуть их, поскольку в отрасли до сих пор сохраняется ситуация неопределенности. Непонятно, по какой схеме повышаются тарифы, как устроены финансовые потоки. Нет четких гарантий, что инвестор будет получать прибыль. И эта неопределенность отражается главным образом на западных инвестициях. Поэтому иностранным инвесторам российский сектор ЖКХ интересен скорее теоретически. Отсутствие четких правил и процедур серьезно сдерживают их активное инвестиционное участие в отрасли.

ЭР: Насколько остро сегодня стоит вопрос отсутствия квалифицированных кадров в отрасли?

- Очень остро. Решение как минимум половины всех вопросов в коммунальном секторе зависит от специалистов, а их катастрофически не хватает. Если сегодня между компаниями идет борьба за коммунальные объекты то, я уверен, что в будущем, начнется конкуренция и борьба за квалифицированных менеджеров, которые понимают суть бизнеса. Сегодня таких буквально единицы, 10-20 человек на федеральном уровне. Именно они должны суметь капитализировать отрасль и сделать реформу.

ЭР: Когда частных инвесторов в коммунальном секторе станет достаточно для того, чтобы поднять отрасль?

Думаю, через три-четыре года. По сути, первый шаг – акционирование МУПов, уже сделан, вторым шагом станет их приватизация. Именно тогда доля частных инвесторов в этом секторе станет доминирующей, и они будут формировать жилищно-коммунальную отрасль, создавать федеральные и региональные стандарты. Тогда уже можно будет говорить об ответственности частного бизнеса за ЖКХ.

ЭР: И все-таки появится ли на федеральном уровне лидер в этом бизнесе?

- Безусловно, появится, сегодня для этого имеются все предпосылки. Но кто это будет – пока сложно ответить. Отрасль ждет лидера - не только корпорацию, но и персону. По существу, у реформы жилищно-коммунального комплекса должен появиться свой Чубайс - лидер способный консолидировать отрасль, включая соответствующие структуры управления сферой ЖКХ на федеральном и региональном уровне и весьма разнообразное бизнес сообщество. Он должен обеспечить продвижение интересов отрасли на разных уровнях, в том числе на уровне федеральной исполнительной и законодательной власти, а также должен быть готов взять на себя всю полноту политической ответственности за эту реформу. Ну и, конечно, отрасли требуется компания-лидер – команда единомышленников, которая может подтвердить свое лидерство на федеральном уровне, построив реальный и масштабный бизнес.


2-я Международная практическая конференция МАЛАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫСЛОВ, 10-11 октября 2005, Москва

10-10-2005


10-11 октября 2005
2-я Международная практическая конференция МАЛАЯ ЭНЕРГЕТИКА: ЭНЕРГООБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОМЫСЛОВ
Организатор: НГВ
Место проведения: "Рэдиссон САС Славянская", г.Москва, Россия
www.ngv.ru

ОСНОВНЫЕ ТЕМЫ:
•Оптимизация затрат на энергообеспечение;
•Аутсорсинг энегообеспечения и аренда мощностей;
•Методики и технологии управления энергоснабжением;
•Турбинные и газопоршневые генераторные установки;
•Технологии и оборудование для подготовки топлива;
•Энергоэффективность инфраструктуры, экономия ресурсов;
•Резервирование источников энергоснабжения;
•Автоматизация энергетических систем;
•Электрораспределительные и защитные устройства;
•Проектирование энергетических систем;
•Сервисное обслуживание и модернизация.


КЭС-холдинг провел семинар для журналистов в Перми по вопросам реформы электроэнергетики

31-03-2005


Холдинг «Комплексные энергетические системы» 31 марта 2005 года провел в Перми семинар для журналистов с участием заместителя генерального директора по управлению активами ЗАО «КЭС» Алексея Глущенко. Тема семинара - «Реорганизация региональных АО-энерго. Влияние реформы энергетической отрасли на экономику региона».

С 1 апреля начнет свою операционную деятельность ТГК-9, куда вошли генерирующие мощности ОАО «Пермэнерго» и ОАО «Свердловэнерго». КЭС-Холдинг является стратегическим акционером этих АО-энерго, представители КЭС входят в Совет директоров ТГК-9. КЭС-холдинг является активным участником процесса реформы электроэнергетики, специалисты компании обладают практическим опытом в этом вопросе.

В ходе семинара А.Глущенко подробно осветил все аспекты создания и начала функционирования ТГК-9. Были также затронуты проблемы реформы электроэнергетики, роль частных инвесторов в этом процессе, перспективы развития отрасли.

Кроме того, А.Глущенко рассказал журналистам о влиянии преобразований в энергетической отрасли на экономику Пермского региона, об особенностях развития энергетики Пермского региона.

На семинаре присутствовали представители двадцати областных и районных средств массовой информации Пермской области.


РИА Новости
Уралпресс
Ведомости
Финмаркет
Бизнес
ИА Dailystroy
Газета
Профессиональный журнал
BusinessWeek
Электро-info
ВЕСТИ-24
Удмуртская правда
ВЕСТИ-ТЭК
Business
Интерфакс
Коммерсантъ
Промышленный еженедельник
Прайм-ТАСС
РБК
RBCDaily
Время новостей
Росбалт
M&A Comments
Информационный центр реформы ЖКХ
Профиль
Ведомости
МФД-ИнфоЦентр
Эксперт
Энергетика и промышленность
АКМ
СКРИН
The Russian Investment Review
Коммерсант - Деньги
Деловой экспресс
ИА REGNUM
Росбизнесконсалтинг
РБК Daily
Energy and Commodities Digest
Молва
Волжская коммуна
Бизнес-класс

| Главная | О нас | Статьи | Продукция | Документы | Партнеры | Сделать Заказ | Контакты